Про авторов Летт Яна Фетисов Егор Ушенина Мария Бутенко Ирина Комарова Ксения Бордон Екатерина Назаркин Николай Ищенко Дмитрий Занадворова Анна Песочинская Наталья Симбирская Юлия Перлова Евгения Овчинникова Евгения Минаев Борис Немеш Ева Жатин Сергей Дорофеев Александр Дегтёва Валентина Григорьева Елена Артёмкина Дина Фикс Ольга Игнатова Анна Никитинский Юрий Лукашкина Маша Закрученко Мария Варденбург Дарья Драгунская Ксения Востоков Станислав Романовская Лариса Богатырёва Ирина Лукьянова Ирина Кузнецова Юлия Кравченко Ася Исаева Екатерина Зайцева Александра Гербек Дина Фиш Мария Сандлер Маша Пегов Михаил Сиротин Дмитрий Зартайская Ирина Метревели Елена Басова Евгения Малышева Антонина Волкова Наталия Веркин Эдуард Сазонова Ольга Лукьянов Алексей Красник Кирилл Ключарева Наталья Ионина Мария Ляхович Артем Дашевская Нина Ботева Мария Асланова Юлия Агапина Мария Доцук Дарья

Приёмы работы с текстами




Приёмы работы с текстами

(набор карточек)





ПАСПОРТ ГЕРОЯ


Составь паспорт героя. Придумай его схему, запиши данные героя так, чтобы образ героя стал зримым. Оформи паспорт и вставь его в рассказ.






ИССЛЕДУЙ МЕСТО


Место действия – это место, где разворачиваются события. Обрисуй его так, чтобы было понятно, где происходит действие. При этом тебе и самому необходимо досконально понимать место. Ты должен знать не только как выглядит описываемый мир, но и какими запахами и вкусами он наполнен. Описывай его, используя все пять органов чувств.



НАРИСУЙ КАРТУ


Нарисуй карту, где разворачивается вся история в рассказе. Укажи на ней побольше мест, в которых бывают и действуют персонажи. Это может быть фантастический мир, реальный город или дача. Карта поможет наглядно и живо представить место действия. А ещё карта поможет избежать путаницы в передвижениях героев.




«ЕРУНДОПЕЛЬ»


В каждом языке есть свои редкие слова. Как по частоте употребления, так и по красоте звучания. Такие слова порой встречаются и в книгах. Некоторые из них слышатся, пишутся и произносятся так, будто нарочно придуманы для забавной игры. Например, такой: из трёх вариантов определений для каждого слова необходимо выбрать один, желательно правильный.

Придумайте свой «Ерундопель» к данному книжному тексту.



СВОЙ ПЕРСОНАЖ


Придумываем новых героев рассказов. Это могут быть твои знакомые (вспомни их внешность, мечты, привычки). Используй неожиданные сочетания, создавай персонажей, комбинируя черты, кажущиеся несовместимыми:

- фея+полицейский;

- кролик+свирепость;

- ребёнок+космонавт;

- насекомое+принцесса.


СОСТАВЬ ЛИСТИКЛЫ


Листикл-список. Это возможность связать один пункт рассказа с другим, объединить мысли и идеи. Часто листиклы объединяют число и тему, например «5 причин, почему герой совершает этот поступок», «10 книг, которые упомянуты в тексте», «12 отличных блюд» и т.д.. Такие листиклы можно украсить рисунком, наклеить на них картинки из журналов и вложить в книгу.



СТАНЬ ЭКСПЕРТОМ


Добавь к тексту факты, которых там нет или не хватает. Найди эти факты в других источниках, оформи их и вклей в рассказ. Не забудь указать название источника.







ТИПИЧНЫЙ ДЕНЬ ГЕРОЯ


Большинство авторов стараются удерживать своего героя в некоем распорядке дня. Но в художественном тексте он в явном виде не прописан. Придумай, как может выглядеть распорядок дня главного героя, оформи его, используя инфографику, вложи в текст.




РАСКРАСЬ ТЕКСТ


Прочитай внимательно текст. Каждый его эпизод ты, вероятно, воспринимаешь по-разному. Иногда ты печалишься, иногда радуешься или смеёшься, а может, негодуешь или возмущаешься. К каждой эмоции можно подобрать цвет, раскрась в такие цвета текст рассказа.



ПРОДАВАЙ. ПРОДАВАЙ. ПРОДАВАЙ


Чтобы убедить кого-то почитать рассказ, нужно мыслить как продавец и покупатель. Уметь писать хорошие рекламные тексты к произведению – значит наполовину стать писателем. Придумай слоганы для общего текста или его части, предметов, объектов и т.д. Напиши для каждого короткую яркую фразу, которая выразит его суть.



ПЕРЕДЕЛКА

Пересказываем историю рассказа в разных жанрах, как:

- историю с привидениями;

- комедию;

- фэнтези;

- ужасы;

- историческую прозу;

- научную фантастику;

- драму;

- боевик;

- детектив;

- как дневник;

- как эпистолярный жанр.



ДЕЛАЕМ КНИГУ ИДЕАЛЬНОЙ


Создаём и оформляем к рассказу структурные элементы:

- оглавление;

- предисловие и послесловие;

- словник;

- суперобложку;

- графику;

- библиографию;

- указатели и т.д.

- ссылки, сноски;

- QR-коды и т.д..

Делаем вклейки и врезки к рассказу.


ЕСЛИ БЫ Я ПРАВИЛ МИРОМ


Скажи своё веское слово в защиту автора, переводчика, иллюстратора, героя, сюжета, события, предмета, действия, объекта рассказа... Подготовь предвыборный плакат. Придумай яркий логотип, слоган. Подготовь и произнеси «Твою главную речь в защиту».


РАСКАДРОВКА

Это что-то вроде странички из графического романа или комикса, где ты схематично зарисовываешь важные сцены и то, с какого ракурса они поданы. Так ты можешь подняться над событиями и взглянуть на них с высоты птичьего полёта. Или можешь подать события из глубины, словно наблюдаешь за ними взглядом земляного червя.

Если не умеешь рисовать – не переживай, сделай раскадровку схематично или придумай особые знаки и символы.



ЧТО, ЕСЛИ…

Попробуй поиграть с текстом и его персонажами. Тем самым ты дашь волю своему воображению. Что, если бы главный герой обладал магическими способностями? Что, если бы животные в рассказе умели разговаривать? Что, если учитель (или другой персонаж) - на самом деле шпион? Что, если действие происходит в Помпеи? Придумай дальше свои ситуации.


СВИДАНИЕ С ПИСАТЕЛЕМ


Это почти то же самое, что творческое свидание, только вместо того чтобы отправиться куда-то в одиночку, ты идёшь в компании с писателем. Куда бы вы с ним отправились, о чём говорили, что делали? Какие вопросы ты бы ему задавал, что посоветовал? Чем бы закончилось ваше свидание?

Будет ли продолжение встреч?



АРТЕФАКТЫ

Почти в каждой истории обнаруживаются артефакты. Они вдохновляют и самих писателей, и читателей. Они помогают оживить созданный писателем мир и имеют особую ценность. Это нечто, сделанное человеком. Найди в тексте такие артефакты, выполни их из любых материалов и подари библиотеке. Так можно собрать целую коллекцию книжных артефактов и устроить выставку.


КРИТИКА


Критику никто не любит. Но иногда критические замечания помогают избежать ошибок и сделать что-то лучше. Внимательно прочитай текст. С чем ты не согласен? Что герои сделали не так? Что бы ты усовершенствовал? Запиши свои предложения и отправь их автору рассказа. Найди его контактный адрес в Интернете.


ЛАВИНА ИДЕЙ


Иногда, прочитав рассказ, тебе в голову приходит интересная идея. А вслед за ней начинают лавиной сыпаться всё новые идеи. Или вместо лавины можно представить себе водопад. Ты стоишь под потоком образов и слов, они обрушиваются тебе на голову, и кое-какие из них проникают внутрь, прямо в мозг. Когда такое случается, лучше сразу зафиксировать все пришедшие мысли на бумаге. Придумай, как это сделать интереснее.



ГАЙД ПО РАССКАЗУ


Гайд – это гид, проводник, рекомендация. Его можно собирать вместе с друзьями. Определите каждому роль в поиске и оформлении отдельных элементов гайда. Ими могут быть:

- иллюстрация обложки книги, где рассказ опубликован; библиографическая запись на рассказ; информация об авторе; цитаты; теги; отзывы и рецензии; QR-коды на дополнительные источники; ленту времени; библиографию и т.д. Соберите всю информацию в один формат. Гайд может быть печатным, рукописным, электронным. Презентуйте гайд другим.



РАССКАЗ К РАССКАЗУ


(собираем тематическую цепочку)


Задаётся общая тема цепочки, например «Про первые чувства».


- Читатель-подросток называет рассказ по теме.

- Одноклассник добавляет свой рассказ.

- Родители вспоминают свой любимый рассказ.

- Учителя-предметники вставляют в общую цепочку свой выбор.

- Библиотекарь добавляет ещё один рассказ.

- …

Так создаётся список рассказов по теме.